О сонете «Гораздо выше скорости тени». |
Если сказать просто, то в эссе – волшебные красивости, ирония жизни и стремительность. Повествование похоже на полет сквозь миры с билетом в одном направлении. Набирался вручную в старинной типографии. Полное описание может в несколько раз превышать объем самой книги, т.к. эссе уже «переработано» и по-своему субъективно совершенно. Итак. _______________________________________ Эссе, не смотря на мини размер, содержит в себе множество планов и фонтанирует образами, быстрая смена которых создает движение, свободный полет. Во время чтения можно услышать музыку, в которой нет «ни тяжести, ни тел». Написание сонета связано с моим ощущением жизни, как великого путешествия. Герои в разных частях книги встречаются и расстаются. Они живут в собственных реальностях, но могут попасть в пространство друг друга, чтобы в нужное время быть вместе. В завершении сонета исчезают все формы, всё, что было лишь средством для полета, и остается только Свет, накопленный в течение путешествия. Затем начинается новая жизнь и новая история. Многие диалоги безымянны и звучат подобно кино, чтобы не нарушать картину пояснениями. Персонажи Сеня и Лиза главные герои. Их живые тени - Генри и Флойд. Маэстро, познающий мир «через симфонии звезд». Сэм - «создатель религии вечного сна». Жан - иронично-небесный персонаж. Могущественный, потусторонний Призрак. Ночь - так же живой образ. Капитан скитающейся в неизвестности шхуны. Наставник `Момма. Профессор Патриций - ученый, самый неустойчивый и переменчивый спутник. И другие. Содержание Главные герои проживают 3 счастливых и свободных жизни под разными именами. Исчезая и рождаясь, снова встречаясь молодыми, среди похожих, но уже новых событий. Их непринужденная жизнь постоянно меняет краски и образы. Спутники находят волшебные и значительные стороны во всём – в снах, в дождях, в ветрах, в сиянии ночи. И в самой тьме. Первая часть книги. Первая жизнь. В начале – образы автора. Первые страницы – это «запуск двигателя», для привыкания к динамике. Бар, аутотренинг, сны, звезды… утреннее пробуждение Лизы и Сени. Они в городе, и свободны. Описывается, как они общаются, что видят из окна и вокруг. Во сне или явно Сеня и Лиза проскользили через светлый дождливый день, затем ночной «перфомэнс» в неопределенном месте… Лиза и Сеня отправляются в круиз. Начало их пути – город, вокзал… ...«есть только город, солнце, которого нет, ветер буянит и холодит, а в городе есть вокзал. Прочитанные мысли проводников и электронное табло. Все это из серебряного ветра, камней и шагов. Вокзалы – из покинутости». ... «Тень вьющихся на ветру волос Лизы как тень всех небес». Во всех путешествиях рядом с героями витает дух Призрака – рока их жизни. В вечернем уюте поезда невидимое присутствие Призрака наводит Лизу на размышления о страхе, о смерти и ее отсутствии. Движение поезда сливается с реальностью снов и наблюдений. Железнодорожное движение превращается в бесконечную «ленту Мебиуса». А наши герои в этой замкнутой ленте ищут выход, «чистый канал», иронично размышляя о собственном пути - настолько ли он чист, чтобы не засорять связь с Небом. И просто чистоты не достаточно! Ведь любое обозначение Пути нарушает его (божественность). Во время этого путешествия они побывали на кратере вулкана, в истории с безумным капитаном, общались с ночью, засыпали в розарии, побывали у живой картины, отражающей все сущее… И, наконец, как части путешествия, в любимой квартире с ванной и пузырьками. Но в конце 1-й части, все становится печально-серьезным. «Камин отбрасывает те же тона на нарисованный божественный лик… Пусть все так, как есть и будет. Как дождь, как рассвет. Только в чем будем мы? В троллейбусах, в туманах, в именах…? И ветер шумит, усыновляясь ночью…» Растворение тел, изменение времени. И только голос... Герои не умирают, но исчезают. Исчезает все, кроме имени. И, сливаясь с туманом, основные персонажи становятся собственными тенями – Генри и Флойд. «-... Не осталось даже «я» « - Значит, я люблю это имя» Вторая часть и вторая жизнь. Как и первая, начинается на рассвете, весной, в 4 утра. Это следующая воплощенная жизнь Лизы и Сени... Но уже под несколько измененными именами – Элиза и Сент. «И все-таки - женщина-дым. Молния, и резко из воды озер - вино и нож в зрачках»... Они снова нашли друг друга. И наблюдают волшебное течение реки, утреннюю зарю, верхушки тополей, искреннее и высокое небо. Чувствуют слияние друг с другом. ...«Глубина нашептывает прохладу, совершая мелкую кражу рассвета»... «Желтые тюльпаны, скольжение по синусоиде, по восходящим тепловым потокам с не слишком светлой и четкой аурой, чтобы прикоснуться к свободе». Ночью в квартире видят зазеркалье и «открытую дверь». Сент: «- Это дверь для нас. Она открыта - ты же видела? Значит, не все потеряно и в этой жизни, и в эту ночь…Мы - те же тени. И если ночь, то шепотом…» Элиза: «- Я постараюсь не отстать от тени. Но ты…Гораздо Выше Скорости Тени!». Третья часть. Путешествие. «Мы существуем. Раз и навсегда. Как вода и огонь, как Сущности. Но в каком качестве сейчас - не разобраться... В ушных раковинах шум города, а не шум моря. В устах - пепел слов...». Вся известная компания отправляется в путь, чтобы увидеть невидимую, теневую сторону себя самих. К Элизе, Сенту, Сэму и маэстро присоединяются Момма - некий наставник, и профессор Патриций. Их путь в замок к Великому Призраку подобен очищению и лежит через множество реальных и парадоксальных мест. Через чудесный лес, алчную степь... Выдержали битву с собственными пороками в виде преследователей - «прищуренных». «Всю ночь пили тайны леса и озер», повстречались с феей, в долине идолов «принесли себя в жертву» и перешли мост абсурда, чтобы стать легкими и свежими. И освободиться от стереотипов. «Все люди, растения, тени, напитки, отблески огней, дверные глазки и суперлифты, тяжелые фракции нефти, невесомые слова - всё здесь в абсурде»... И, наконец, оказались в роковом `замке, чтобы ясно увидеть свои пройденные пути. «За белой горой - свобода падения, за вспышкой - океан ослепших звезд. И серая мышь одиночества, и допинг-волна встречи... Позади все, и с этим покончено. С корабля на бал. Но к чистому зрелищу - разными путями... Сэм, золотой олень, пробирается сквозь неосязаемые дебри снов, маэстро - через симфонии звезд... Момма - вместе с ветром и вином, захватывая морские брызги, сквозь листву, пальцы и дым. Элиза - как взгляд, плавящий воск». И далее - бал при незримом присутствии Призрака, безопасного тем, кто совершенно чист. Хотя… «через незавершенность - наша интимная связь с небесами». Встреча с Призраком состоялась лишь в огне и музыке, чувствовалось лишь его присутствие. Ведь каменные львы - идолы прошлого еще здесь. И великолепная дама - Иллюзия – на балу. «Последняя попытка взлететь, держась за тонкие пальцы великолепной дамы, которая представилась: "Иллюзия... Прошлое - та же иллюзия"». Будущее ослепительно, пронзительно чисто. «Но не выдержать откровения, искренности на ярком свету, не выпустить руки. И ветер при свете луны продолжает приносить ослепшие письма-листья». Но все же и путешествие, и эта вторая жизнь заканчиваются наступлением весны... Четвертая часть и третья жизнь подводит последний итог. Ночной город. Дождь. Сказочное путешествие как будто закончено. Весь опыт прошлых ролей Сени, Лизы и их теней воплотился в реальности двух героев: Алисы и Генри. «Игра в жизнь» подошла к заключению и через сюрреализм, через взгляд со стороны переходит к финальной стадии. …«Не нужно действовать. Хочется затаиться фигурой в шахматной партии и покорно дожидаться ничьей. Дождь нескончаем. В нем слышны крики, оставшиеся с вечера. Мы еще слышим, откликаемся... Время стоит на своем, так и мы во времени». …«Люди покинули отель нашего сознания. И наше сознание перестало существовать в них. Мы одни. Теперь и наша очередь расставаться с сознанием, что мы вместе». Расставание с прошлым и настоящим. И, что самое печальное, друг с другом. Генри покидает дом и в театральном кафе под знакомую из прошлого музыку маэстро вспоминает о невероятных событиях прошлых жизней... «- В парнике своих и чужих тел. И мы без тел. Вспоминаем начало без начала, рождение первой клетки, сковавшей наши души...» И вновь новое утро. Но все, что снилось и было наяву, никуда не исчезло… Ощущение одиночества переходит в радость. «Сюрреализм, в котором я один» « мимо серых домов, медленно и быстро»…И… «как радостно ничего не знать, чтобы понять сразу всё». «…Искрящиеся точки соприкосновения реальности и сюрреализма. Тела, дыма, огня и духа» Герой не одинок. Вся музыка и все сны, сияние и безграничность жизни перешли к двум персонажам: Генри, бывшему Сеней и тенью, и Алисе – теперь уже последнему воплощению Лизы. И… взлет! …Выход из всех иллюзий к единственной реальности жизни – к Посылающему Сны, к причинному Океану. Наши главные персонажи открыты «волнам ветра и света». Наполненные силой, готовые к полету и исчезновению. К тому, чтобы бросить океану то, что «мы называли Личностью»... Оставляя только душу как каплю Великого Океана. Генри: « - А теперь, Алиса, исправим ошибку. Оставим свои три четверти воды, а остальное швырнем в пучину... Алиса: « - И пусть эта «чекушка» якает себе на здоровье». Окончание - свобода, невесомость... Но и великая земная печаль... « - Никто больше не потребует нас для своих спектаклей! - Остается увидеть будущее, Алиса. И в ветрах найти наш призрачный дом. - Только жаль, что ничего не осталось от слов, от чувств... - Осталось... наше признание в любви...» ..............................................................
|
© Филичев А. |